Размещение статей в белом общетематическом каталоге

Контрольные работы по физике

06/07/2011 | Автор: knst | Размещено в: Педагогика

В практике преподавания физики наравне с устной проверкой умений учащихся и студентов обширно используется письменная проверка. Письменная проверка умений владеет следующими особенностями: она объективнее устной проверки, требует большей точности в выражении своих умений и полной автономности, разрешает легче осуществить равенство меры обнаружения умений учащихся и студентов, содействует становлению навыков письменной речи и дает экономию времени (проверяются умения всех учащихся (студентов) класса (группы), возрастает число проверок).

Одним из видов письменной проверки знаний по физике являются контрольные работы по физике. Они позволяют не только выявить фактические знания, но и определить уровень усвоения различными по успеваемости группами.

Контрольные работы являются средством текущей, тематической и итоговой проверки знаний. Для текущей проверки знаний проводятся кратковременные контрольные работы (рассчитанные на 15—20 мин). Их целью является проверка знаний по текущему материалу, понимание ими физической сущности изучаемого материала. В такие контрольные работы включаются нетрудоемкие расчетные задачи, качественные вопросы и задачи, а также несложные экспериментальные задания (измерение длин, взвешивание тел, определение коэффициента трения, фокусного расстояния линзы и т. п.).

В ряде случаев текущие контрольные работы можно проводить с использованием средств программированного контроля. Для этого нужно подобрать систему вопросов по данной теме и после каждого вопроса записать 3—5 правдоподобных ответов, среди которых один правильный, остальные неточные, неполные или неправильные. Учащийся должен ответить на вопрос и назвать правильный, по его мнению, ответ.

После изучения крупных тем и разделов курса физики (например, «Законы сохранения», «Основы молекулярно-кинетической теории», «Геометрическая оптика» и т. п.) проводятся итоговые контрольные работы. Они являются средством тематической и итоговой проверки знаний студентов и учащихся и направлены на осмысливание структуры и внутренней логики всей темы, на выявление усвоения обобщенных знаний. В итоговые контрольные работы включаются достаточно сложные (но посильные) вычислительные, графические и качественные задачи, а также вопросы теоретического характера. Задания контрольной работы должны быть различными по характеру и степени трудности. Это позволит выявить уровни усвоения учебного материала всеми студентами и учащимися класса (группы). Содержание заданий может соответствовать трем уровням усвоения знаний, которых учащиеся и студенты достигают в процессе обучения физике.

1-й уровень – познание основных расположений теории, фактов, законов, определений представлений, формул, единиц физических величин и др. (скажем: «Что вы знаете о диффузии?», «Изменятся ли молекулы воды при перевоплощении ее в пар?»).

2-й уровень – знание использовать формальные умения в простейших, знакомых условиях (скажем: «Как объяснить происхождение силы упругости при растяжении шнура?»).

3-й уровень – знание использовать умения в видоизмененной обстановки, в новых, неизвестных условиях, требующих некоторой независимой переработки познаний (скажем: «В шахту опускается равноускоренно бадья, масса которой 280 кг. В первые 10 с она проходит 35 м. Чему равен вес бадьи при равноускоренном спуске?»).

В содержание контрольной работы могут включаться комбинированные задачи, требующие знания нескольких тем и разделов курса физики, а также различные дополнительные задачи для тех учащихся, которые быстро справились с основным заданием.

В практике преподавания физики контрольные работы чаще всего проводятся по тем темам, в которых изучаются количественные связи между величинами, и значительно реже — по темам, в которых рассматривается лишь качественная картина явлений. Задания контрольных работ по таким темам могут включать схемы установок, описание явлений и их объяснение и т. п. Так, в контрольную работу по теме VII класса «Электромагнитные явления» можно включать задания на определение направления силы, действующей на проводник с током в магнитном поле; на выявление условий возникновения и определение направления индукционного тока; описание устройств электромагнитных приборов и т. п.

Контрольную работу следует проверить к следующему занятию, на котором проводится анализ допущенных ошибок. При проверке делают замечания на полях тетради, неверные решения подчеркивают и в конце выставляют оценку.

При оценке контрольных работ рекомендуется руководствоваться следующими критериями оценки знаний по физике, учитывая допущенные учениками (студентами) ошибки и недочеты.

Грубыми являются ошибки, свидетельствующие, что учащийся (студент): не усвоил основные физические теории и законы или не умеет применять их при решении задач различных типов; не знает формул, графиков, схем или не умеет применять их к решениям задач; не знает единиц физических величин или не умеет пользоваться ими; к грубым ошибкам относятся также неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, а также ошибки, свидетельствующие о неправильном понимании условия задачи или истолковании решения.

Негрубыми ошибками являются: неточность чертежа, графика, схемы; пропуск или неточное написание наименования единиц физических величин; выбор нерационального хода решения. К недочетам относятся: нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач; отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа; отдельные ошибки вычислительного характера; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Оценка «5» ставится за контрольную работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за контрольную работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух-трех недочетов.

Оценка «3» ставится за контрольную работу в том случае, если правильное решение задач составляет не менее 2/3 всей работы или ученик (студент) допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочетов, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одну негрубую ошибку и три недочета, или при отсутствии ошибок, или не более двух-трех недочетов.

Оценка «2» ставится за контрольную работу, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится за контрольную работу, если ученик совсем не выполнил работу. В контрольной работе не только выставляется оценка, но и даются рекомендации, как ученику улучшить знания по данному вопросу. При анализе работы выделяются типичные ошибки, допущенные многими учащимися, и даются соответствующие разъяснения


Понравилось? Не жмись, с народом поделись! Можно разместить в:
Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Автор: knst

Количество статей, опубликованных этим автором: 1. Более полная информация об авторе будет доступна позже.

На сайте

Выполнение контрольных работ на сайте Dipservis.com.ua