Размещение статей в белом общетематическом каталоге

Курс на реформы в образовании – курс куда?

21/10/2011 | Автор: Pomoshstudent | Размещено в: Образование

Реформы нынешнего образования уже стали притчей во языцах, в том смысле, что их не обсудил только ленивый. И конечно, негатива здесь гораздо больше, чем позитива. Неужели все так плохо? И будет еще хуже? И почему все так твердо уверены, что эти изменения не пойдут нашей образовательной системе на пользу? Ведь почти ото всех, кто занимается преподавательской или учительской деятельностью, только и слышится: «образование в России уничтожают», «качество образования значительно снизилось», «мы растим невежд» и тому подобное.

Скорее всего, подобная реакция в первую очередь порождена боязнью перемен, каких бы то ни было. Срабатывает известная русская ментальная черта: пока гром не грянет… Зачем менять что-то, если все и так работает более-менее нормально? А вдруг станет работать хуже? Зачем рисковать? Вот и учим по старинке, и преподаем по старинке, а потребности и стандарты мировой системы образования уже давно ушли далеко вперед. И если не начинать преобразования в российской образовательной системе целенаправленно, то вскоре она вообще может сломаться и неожиданно рухнуть от собственной ветхости.

И все же перемены здесь необходимы, это уже все поняли, но затем начались споры по поводу того, что именно и как нужно менять. Принять ли полностью за образец западную образовательную систему или полностью реорганизовать свою собственную, родную? Каковы должны быть новые образовательные стандарты и приоритеты в изменившихся социально-экономических условиях? Что вообще теперь нужно вкладывать в понятие «образованный человек»? Человек, который много знает? Умеет? Или это гармонично развитая и высокодуховная личность с универсальным набором представлений о мире? Дискуссии по этому поводу продолжаются по сей день.

Множество противоречивых откликов вызвал и призыв президента Российской Федерации Д.А. Медведева выпускать больше технических специалистов из отечественных вузов, поскольку этого требуют потребности страны, нуждающейся в квалифицированных кадрах именно такой направленности. Многие преподаватели и работники образовательной сферы посчитали, что данный процесс будет проводиться за счет сокращения числа гуманитариев, следовательно, негативно скажется на духовно-нравственном состоянии российской интеллектуальной элиты. Но многие же из них признали также и справедливость данной позиции президента, поскольку страна активно развивается, стараясь занять соответствующее место в мировом сообществе, а это невозможно без высокого уровня современных технологий, а, следовательно, без специалистов, которые будут этот уровень обеспечивать.

Вообще, современное вузовское образование – одна из самых «горячих» тем в общественном обсуждении на всех уровнях. Это неудивительно, учитывая, насколько сейчас увеличилось количество самих вузов, особенно коммерческих, а также приток поступающих в них. И число абитуриентов продолжает ежегодно расти, несмотря на то, что получение высшего образования сопряжено с определенными трудностями, которые также добавляются с каждым годом и каждым нововведением в этой сфере.

Во-первых, вузовское обучение становится все более коммерицонализированным, поскольку даже государственные университеты открыли платные отделения, и учиться теперь стало по карману далеко не каждому. Но это продиктовано не жаждой наживы, а необходимостью выживания учебных заведений, так поступают самые прославленные мировые университеты – Гарвард, Принстон, Сорбонна и другие. Кроме того, при таком подходе у студентов лучше срабатывает своеобразный условный рефлекс – если я плачу за образование, то я обязан извлечь из этого процесса максимум пользы, то есть, если я оплачиваю образование, я должен учиться, чтобы деньги не пропали даром.

Конечно, здесь есть и оборотная сторона, когда студент считает, что если он платит, то он и «заказывает музыку», но по последней статистике в российском образовании, такое явление все же уходит в прошлое. Современные молодые люди твердо знают, зачем они идут в вуз, чего хотят достичь за годы обучения и с каким багажом знаний хотят выйти из стен вуза. Тех, кто стремится просто просидеть пять лет за партой и получить ничего не значащую корочку диплома, становится все меньше. И эта тенденция не может не радовать.

И в то же время, увеличивается число работающих студентов. И это также примета современного высшего образования. Как отметил в одном из своих интервью премьер-министр В.В. Путин, сегодняшний студент не должен полностью рассчитывать на стипендию, государство может оказать поддержку учащимся, но не содержать их. Студент должен научиться обеспечивать себя сам. Вот и идут юноши и девушки работать уже со второго курса университета, совмещая удачно или не всегда удачно учебные занятия и рабочий график.

Конечно, это сложно. Иногда – очень сложно. Помимо необходимости выкраивать время для и для рабочей деятельности и для учебной, нужно еще успевать делать повседневные дела, посещать библиотеки, писать многочисленные учебные работы. Конечно, можно всегда что-то придумать, например, купить курсовую работу или даже заказать дипломную работу у компетентных знающих людей. И это не признак нерадивости, просто банальная нехватка времени.

Впрочем, иногда необходимость заказать реферат возникает потому, что данная работа просто формальность, дается преподавателем для отметки в зачетке, чтобы «только была». Тогда изготавливать ее на заказ вообще необходимости нет, достаточно скачать курсовую или дипломную из проверенного источника. Это дает возможность сэкономить свое драгоценное время, которое можно потратить с гораздо большей пользой.

Таким образом, становится понятно, что перемены в системе образования, как бы к ним не относились, необходимы, потому что продиктованы переменами в обществе в целом. К ним можно относиться позитивно или негативно, с доверием или с большой долей скепсиса, но они уже начались, они уже идут. И судя по тому, как возрастает количество молодых талантливых специалистов в разных сферах, наше высшее образование идет все же скорее по правильному, нежели по неправильному пути реформ.


Понравилось? Не жмись, с народом поделись! Можно разместить в:
Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Автор: Pomoshstudent

Количество статей, опубликованных этим автором: 3. Более полная информация об авторе будет доступна позже.