Размещение статей в белом общетематическом каталоге

Традиции палехской росписи

28/02/2014 | Автор: waterrrdragon | Размещено в: Народное творчество

История палехской росписи уходит своими корнями в далекое прошлое. Условно в развитии этого народного промысла можно выделить два больших периода – иконописный и период лаковой миниатюры.

Первые упоминания о Палехе относятся к началу XVII века и связаны с мастерством местных иконописцев. Направление палехской иконы изначально формировалось под влиянием традиций живописи XV-XVI веков, однако уже к середине XVIII века в Палехе сложился собственный уникальный стиль, отличающийся тонкой прорисовкой линий, воздушностью и объемом изображения, богатым использованием полутонов. Иконописный промысел процветал, и Палех на долгое время стал культурным центром, хранившим традиции русской живописи. В этот период расцвета в Палехе возведен Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный местными мастерами в полном соответствии с канонами ремесла. На этом вклад палехских художников в украшение церквей отнюдь не заканчивается, их иконы до сих пор придают неповторимый колорит многим памятникам русской архитектуры.

Однако дорогие уникальные работы палехских мастеров не выдержали конкуренции с дешевыми печатными иконами, появившимися в начале XX века. А после революции 1917 г. иконописный промысел был практически обречен на исчезновение.

Чтобы не утратить традиции ремесла и сохранить палехскую роспись, как направление искусства, художникам пришлось найти новое применение своему мастерству. Так родилась палехская лаковая миниатюра – художественная роспись на шкатулках, подносах, портсигарах и прочих бытовых предметах. Новому направлению понадобилась новая тематика, и в творчестве палехских мастеров прочно обосновались сюжеты из народных сказок, произведений русских поэтов, писателей и композиторов, сцены деревенской жизни, мотивы природы родного края. Реалии советского времени не могли не оставить следа в развитии ремесла, и на лаковых миниатюрах некоторое время изображались свершения политических деятелей, государственные праздники, юные пионеры и даже тракторы и комбайны. В послевоенное время в сюжетах палехской росписи преобладали мотивы героических сражений и борьбы за свободу, часто в иносказательной форме переданные через изображения великих битв прошлого.

Палехская лаковая миниатюра не теряет своей актуальности и в наши дни. Новое время приносит в искусство новые веяния, появляются новые предметы обихода, которые можно использовать для украшения росписью, используются новые материалы. Неизменными остаются русский колорит и верность традициям старинного промысла.


Понравилось? Не жмись, с народом поделись! Можно разместить в:
Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Автор: waterrrdragon

Количество статей, опубликованных этим автором: 8. Более полная информация об авторе будет доступна позже.