Размещение статей в белом общетематическом каталоге

Модельер Лидия Соселия

06/03/2015 | Автор: Михалков Генадий | Размещено в: Мода

«Мне нравится работать с профессионалами-безумцами, которые не боятся дать волю своей фантазии», – говорит Лидия Соселия, один из лучших колористов среди нынешнего поколения модельеров. Сама она напоминает батарейку, которая заряжает своей энергией коллег, коллекции и клиентов. Осенью ее Дому моды исполняется 15 лет.

Начало. «Сшила я платье из красного ситца…».

Свой первый наряд, платье с юбкой-солнце из недорогого красного ситца, Лидия сшила в 5 классе. Девочка отличалась кипучей энергией, и ее активности хватало на все — она кроила, рисовала, увлекалась театром. И была к тому же очень самостоятельным ребенком. В 8 классе Лидия без ведома родителей поменяла школу — перешла туда, где был швейный цех, и закончила учебу с четвертым разрядом (на тот момент самым высоким у швей). «Мне везло на учителей. Их любовь к портновскому ремеслу была сродни творчеству художника». Потом был факультет сценографии и костюма в Щукинском театральном училище. После оформления спектакля «Конек-Горбунок» в Малом театре обладательнице «красного диплома» Лидии Соселия прочили карьеру театрального художника, но она поступает в Технологический институт на специальность технология и конструирование.

Кредо. «Не тянуть с принятием важных решений».

В 1983 году Соселия открывает первое в Союзе авторское ателье. Затем 3 года работы главным художником в Доме молодежной моды. Несмотря на успех коллекций, внимание иностранных делегаций и прессы, удовлетворения от работы было немного. Вокруг бурлила новая жизнь, порожденная горбачевской перестройкой. Но только не в московской бытовке («банно-прачечном» тресте, по выражению Зайцева). Стремление превратить Дом моды в экспериментальный молодежный творческий центр не встретило заинтересованности у начальства. После критической статьи Лилии в «Московском комсомольце» ее вызвали на ковер в министерство и указали чересчур инициативному дизайнеру на его место: «Вы кто? Художник? Вот идите и рисуйте». «Бросать начатое дело было больно, — вспоминает Соселия. — Но я всегда ухожу, не оборачиваясь».

Трудно сказать, как сложилась бы судьба неугомонной Соселия в условиях заорганизованной советской экономики, если бы не едва народившееся кооперативное движение. Лидия ринулась в бизнес, не особо задумываясь над тем, работает ли закон о частном предпринимательстве или нет. Не тянуть с принятием важных решении — ее жизненное кредо. Кооператив, а позднее и СП Соселия были зарегистрированы в стране одними из первых.

Ее предприятие, конечно же, не избежало неплатежей, потери закупщиков после распада Союза, бюрократического произвола и кризисов. Все как у всех, за исключением одного «но». Фирма Соселия оказалась в числе немногих, кто продолжат исправно выполнять свои финансовые обязательства перед иностранными партнерам, несмотря на экономические и политические перипетии в стране.

Мастерская. «Коллекция начинается с ткани».

Швейная линия «Лилия Соселия» появилась в 1987 году. Расхожая среди российских модельеров практика нашивать на свои изделия бирки «Made in…» ее не устраивала. Правда, торговля иногда поступала по-своему. Еще до появления на нашем рынке китайских пуховиков, Соселия стала шить пальто-дутики.

«Заглянув как-то в арбатскую комиссионку, я обнаружила бойкую распродажу своих пальто, только на месте моей этикетки был пришит итальянский ярлык». Сегодня некоторые модельеры пытаются копировать вещи Соселия, но это не обижает ее.

«Такое «внимание» не позволяет останавливаться на месте».

Даже на плоской картинке модели Соселия производят впечатление объемного, динамичного изображения, благодаря виртуозной колористике и конструктивному изяществу. Своим коньком Соселия считает классические костюмы. Когда она только начинала их производство, технология отрабатывалась вместе с мастерицами, которые делали генеральские кители. «Хотя себя я считаю художником декоративным, мне интересны эксперименты в любом стиле, это может быть и китч, при условии, что у модельера есть вкус, и он добивается хорошей технологии. Даже самая сложная вещь не должна быть тяжелой, неудобной и перегруженной деталями». Это очень легко рассмотреть на примере любого интернет магазина по продаже мужских футболок, так как мы увидим, что основные майки не перегружены ненужными дизайнерскими деталями, и всё сделано по принципу: стильно и просто.

Когда на наш рынок пришли крупнейшие западные производители одежды, Соселия поняла, что только качество, а не доморощенная «уникальность», сможет обеспечить продажи. «Все от тесьмы до кнопки мы приобретаем в Париже либо в Милане. Никогда не покупаю стоки, отбираю только то, что будет актуальным в будущих сезонах». Вещи от Соселия узнают по тканям. Их изготавливают по специальному заказу в Италии. Ее знаменитый авторский трикотаж делается в мастерских на Неглинной. «Коллекция начинается с ткани». — говорит дизайнер.

Бизнес. «Я его слепила из того, что было…»

Свой бизнес Соселия, как и многие ее коллеги по цеху, начинала в собственной квартире, распределяя заказы среди швей-надомниц и тщательно отобранных ателье. Потом появилось помещение в Каретном ряду, там даже удалось открыть небольшой магазинчик, хотя основную прибыль давали, конечно же, закупщики-оптовики из Прибалтики. Первую валюту на приобретение тканей ей принесла коллекция батика по мотивам русского авангарда 20-х годов, разлетевшаяся по Парижу в считанные дни. Голубую мечту отечественных модельеров о больших тиражах и свободе в продаже вещей Лидии удалось реализовать с помощью иностранной индустрии — ее молодежная линия отшивается в Чехии, трикотаж в Италии, а представительство в Германии (в берлинском Центре моды) координирует европейские продажи. Рада она размещать заказы и дома, но не устраивает ни качество, ни цены.

Разрушенный особняк на Неглинной, где ныне расположен Дом моды, Соселия восстановила буквально по кирпичику, за свой счет, несмотря на советы доброжелателей «успокоиться» и жить одним днем. «Я стала настоящим прорабом. Строители обманывали меня безбожно, поэтому было нужно досконально вникать во все тонкости строительного дела». Иногда приходилось буквально разрываться между работой за рубежом (дизайнером на итальянских фабриках) и Москвой. Сегодня работа на «два фронта» продолжается: показы в России не отменяют участие Соселия в зарубежных выставках-ярмарках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене. Поэтому распорядок дня жесткий: 12-часовой рабочий день начинается в офисе с 8.30, а продолжается дома, где можно отключиться от текучки и подумать над темами новых коллекций. «Меня выматывает решение административных вопросов, но переложить их, увы, не на кого».

Несмотря на занятость. Соселия не может без новых проектов. Думает над линией мужской классики – удастся ли добиться качества на уровне ведущих марок? Недавно запустила демо-версию своего сайта. «Многого в интернете я, конечно же, недопонимаю, но нужно пробовать, экспериментировать, идти вперед», — говорит Лидия.

Успех. «Соселия – это не только марка».

Успех пришел к Соселия еще в советские годы: ее вещи покупали иностранцы, о ней много писали, show-room элитной парфюмерии использовали ее модели на своих презентациях, а коллекции получали награды на международных выставках.

Сегодня у марки с ее именем есть своя стабильная ниша и постоянные покупатели — те, кто побогаче, не пропускают новинок, без всякого напряжения комбинируя их с одеждой известных кутюрье, а более демократичная клиентура с нетерпением ждет сезонных распродаж. «Все это очень приятно, но по-настоящему счастливой я ощутила себя, когда поняла, что дело, начатое мной, приносит радость и достаток не только мне, но и людям, которые работают рядом. Сегодня в Доме моды нас уже 100 человек. Радует, что со временем появляется все больше инициативных людей с новыми идеями; что со мной начали работать сын и дочь. На протяжении всех этих лет моя семья поддерживала меня, быть понятой в кругу близких — это тоже успех».

Метки: мода

Понравилось? Не жмись, с народом поделись! Можно разместить в:
Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Автор: Михалков Генадий

Количество статей, опубликованных этим автором: 4. Более полная информация об авторе будет доступна позже.