Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского
Первый концерт для фортепиано с оркестром – наверное самое известное произведение Петра Ильича Чайковского. Произведение входит в обязательную программу Международного конкурса им. П.И.Чайковского, который традиционно проходит в Москве.
Среди трех фортепианных концертов композитора Первый отличается и мелодичной щедростью, и удивительным совершенством формы. Огромный заряд жизнелюбия содержит эта музыка. Композитор сочетает черты героического виртуозного стиля с тонким лиризмом, речитативность – с российской песенностью. В музыке используются украинские народные напевы – Чайковский всегда стремился создать концерт именно на основе народного материла.
Уже с первых тактов произведения П.И.Чайковский утверждает преимущество радостно-светлого образа. Навсегда запоминается призывное и праздничное звучание валторн, которое открывает концерт, звонкие аккорды фортепиано победно взлетают, с которыми радостно сливается величественная и нежная мелодия струнных инструментов.
Большое по объему вступление написано как отдельная часть, включает в себя большую виртуозную каденцию солиста.
В главной теме первой части, порывисто-взволнованной по характеру, композитор использовал напев слепых лирников, который он слышал раньше в Украине.
«Стоит обратить внимание, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев с тем же наигрыванием. Я частично использовал этот напев в первой части моего фортепианного концерта», – писал П.И.Чайковский.
Мягко контрастирует побочная тема, построенная на интонациях ласковой просьбы, робкого признания. Это один из лучших лирических образов в музыке композитора. Кульминацией первой части является грандиозная каденция солиста. Как воспоминания, звучат в ней мелодии побочной темы, бравурные аккорды разработки, наполняя музыку размышлениями, волнением, нежностью.
Во II части произведения преобладают лирические и созерцательные образы. Светло и неспешно, как голос утреннего пробуждения природы, звучит плавная, нежная мелодия.
Песенка-вальс, котороя появляется в среднем разделе, напоминает картины жизни, которые возникают в размышлениях человека.
Музыка финала – светлая и ясная – полна счастья и радости. Главная тема финала – уже знакомая нам мелодия украинской веснянки «Выйди, выйди, Иванко» – передает атмосферу народного праздника.
Побочная тема звучит в духе величальной мелодии (которая начинает концерт), более порывистой и целенаправленной. В ее завершении вдохновенно «поют» песню счастья, сливаясь воедино, рояль и оркестр.

Автор: ichopyk
Количество статей, опубликованных этим автором: 4. Более полная информация об авторе будет доступна позже.